КРСОО "Федерация армейского рукопашного боя и контактных видов единоборств"
В России жить -
Не жизнью дорожить -
Россией!

А.Берлизов

Армейский рукопашный бой в современной педагогике

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ "Об образовании".

Гражданственность - фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний.

Так сегодня в нашей стране проблемы гражданско-патриотического воспитания обострены до предела: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества, коснувшиеся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения: подростки по данным социологических опросов неохотно принимают участие в общественной жизни (70%), не интересуются ею (75%), стремятся уклониться от службы в Российской армии (87%), не желают трудиться в государственном секторе (80%), хотят эмигрировать из страны (46%) и т.д.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность воспитания молодого поколения в кружках АРБ и диктует необходимость создания секций в системе общеобразовательных школ, отвечающих не преходящей конъюнктуре или интересам отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом, которая:

  • имеет военно-патриотическую направленность;
  • отразит общий для всех регионов России содержательный компонент образования – воспитание россиянина, гражданина и патриота;
  • будет способствовать возрождению общественного тонуса, народного духа, общероссийской государственности, региональных традиций.

В настоящее время в системе дополнительного образования детей сложились определенные направления и формы социальной адаптации обучающихся, среди которых – подготовка подростка к выполнению обязанностей защитника Отечества.

В традициях внешкольной педагогики создавать ребенку "социальную ситуацию развития" (Л.С. Выготский) – среду общения, поле деятельности, которые невозможно ничем подменить. В связи с этим предназначение программ федерации армейского рукопашного боя заключается в том, что мы призваны содействовать подростку в его социализации, в решении проблем взаимоотношений личности и общества. Таким образом, на практике программа ориентирована на детей, подростков, молодежь и учитывает три ключевые направления деятельности:

  • поддержка взросления (социализирующее общение, социальная адаптация и реабилитация);
  • поддержка и помощь в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах (отношения в семье, по месту жительства, проблемы трудоустройства и занятости, поддержка в кризисных ситуациях, социальная защита);
  • обеспечение условий для инициативного и поливариативного организованного проведения досуга (по возрастам, интересам и т.п.).

"Защита Отечества, - говорится в Конституции РФ, - есть священный долг и обязанность каждого гражданина России".

Вот почему патриотическое воспитание является одним из приоритетных в формировании у молодежи патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: "Система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью …".

Среди нормативно-правовых документов особое место занимает подготовленный Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования" (Письмо Минобразования РФ от 03.06.2002 г. №30-51-395/16), в котором подчеркивается, что образовательное учреждение должно создать условия, позволяющие обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоопределению. В этом же документе выделены основные направления воспитательной работы: "Учреждением должно быть гарантировано использование воспитательного потенциала образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

  • гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
  • представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, правилами культуры поведения;
  • трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
  • экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, готовность к экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром;
  • эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
  • физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни.

Все вышеизложенное и определяет концепцию данной программы, основные положения которой включают:

  • духовно-нравственное становление – осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров; развитие общей культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству; усвоение профессионально-этических норм поведения; качеств воинской чести, ответственности и коллективизма;
  • политико-правовое сознание – глубокое понимание конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;
  • патриотическое воспитание – активная гражданской позиция, потребность в достойном служении Отечеству в условиях военной или иной, связанной с ней, государственной службой;
  • профессионально-деятельностное становление – ответственное отношение к труду, стремление к профессионально-трудовой самореализации и выполнению служебных обязанностей;
  • историко-культурные традиции – познание своих «корней», осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, сопричастности к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;
  • психологическая устойчивость – готовность к выполнению сложных и ответственных задач в нестандартных ситуациях, умение снять психологическую напряженность, стресс;
  • обеспечение социальных гарантий подросткам – это означает, что занятия являются своеобразной предпосылкой эффективности социально-педагогического влияния на личность, что конкретизирует цели деятельности учреждения дополнительного образования в целом как открытой педагогической подсистемы.

Все перечисленные положения органически взаимосвязаны, объединены в процессе реализации программ общей целью и задачами.

Цель занятий АРБ (Армейского Рукопашного Боя)

– социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.

Основными задачами реализации кружков являются:

  1. Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
  2. Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и вооруженных сил, физкультуры, спорта, гигиены, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку, выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
  3. Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
  4. Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса у подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.

Реализация программ по АРБ осуществляется на основе следующих принципов:

  • гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;
  • приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
  • непрерывности образования и воспитания;
  • воспитывающего обучения;
  • учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и жизни;
  • обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения;
  • содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.

Многие программы АРБ основаны на материалах из опыта работ авторов имеющийся многолетний опыт работы социальных и спортивных институтов физической культуры.

Программы федерации армейского рукопашного боя направлены на реализацию широкого спектра направлений деятельности, объединенных общей целью и задачами.

В программах предусмотрено взаимодействие с различными видами Вооруженных Сил Российской Федерации, а также социальными структурами (МЧС, МВД, ФПС, налоговыми органами, ВДВ, и Русской Православной Церкви).

Средства реализации программ в секциях ориентированы на:

  • создание особой микросоциальной развивающей среды дисциплины, порядка, комфортности;
  • обучение и воспитание подростков в соответствии с определенными программой направлениями и содержанием деятельности;
  • использование отечественного и зарубежного педагогического опыта.

Набор обучающихся в группы – свободный: могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных, но, главное, без медицинских противопоказаний.

Задачи секций:

  1. Создание условий для профессионального самоопределения учащихся.
  2. Формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских и коммуникативных умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, навыков самоорганизации.
  3. Практическое закрепление полученных знаний, овладение военно-прикладными навыками.

Основные формы выездных мероприятий:

  1. Экспедиции.
  2. Походы.
  3. Экскурсии.
  4. Соревнования (можно заменять показательными выступлениями).
  5. Профильные лагеря на базе войсковых частей и военных вузов, Русской Православной Церкви.

Как показывает опыт работы с подростками и юношами, одной из наиболее эффективных форм их подготовки является профильный лагерь:

  • в таком лагере общественно полезная трудовая деятельность органически соединена с условиями жизни и деятельности;
  • почти все занятия проводятся в полевых условиях, достаточно напряженно, в игровой форме;
  • вся обстановка лагерной жизни способствует значительному возрастанию возможностей для систематического целенаправленного формирования многих необходимых личностных качеств;
  • идет процесс выработки практических навыков и умений, используемых в дальнейшем в социальной сфере.

Содержательная деятельность в лагере может включать в себя комплекс образовательно-воспитательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на развитие у подростков любви к Отечеству и готовности к активному участию в деле его укрепления и защиты.

Образовательная и воспитательная работа в лагере проводится под руководством педагога, а для проведения отдельных занятий могут привлекаться офицеры, сержанты и солдаты воинских частей и курсанты военных учебных заведений.

Место, время, продолжительность, а также порядок проведения этих лагерей определяются по договоренности с представителями воинских частей и военных вузов. Продолжительность пребывания в лагере, как правило, устанавливается от 16 до 24 дней. В лагерь принимаются юноши от 14 и не старше 18 лет по их личному заявлению.

Профильный лагерь позволяет перестроить сознание подростка, сформировать у него необходимые установки на предстоящую службу в армии, вызвать интерес, стремление и, безусловно, положительное отношение к ней.

И в заключение, мы должны сказать что, подростковый период- это самый трудный и сложный период из всех детских возрастов, период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, людям и обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. В этом возрасте у подростка формируется чувство гражданственности и патриотизма, поэтому актуальной становится проблема развития этих качеств.

В секции подростков приводит, как правило, желание стать сильным, ловким, им хочется овладеть специальными знаниями, навыками и умениями, которые могут пригодиться в чрезвычайных ситуациях.

Армейский Рукопашный Бой предназначен для формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Подростки приобретают знания и умения, которые позволяют распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия, умея оказывать взаимопомощь.

Наша цель

В наше время, благодаря государственной политике в спорте, появилась возможность свободно посещать секции спортивных единоборств. И поэтому наша цель использовать все возможные ресурсы для того, чтобы мы могли привлечь молодое поколение к такому искусству самозащиты, как Армейский рукопашный бой, который заключает в себе стержень патриотического воспитания и мотивацию к занятиям физической культуры. Наши дети не способны самостоятельно определять, какие действия несут положительный характер, а какие отрицательный.

Ребенок может стать жертвой своих сверстников, не желающих соблюдать законы нравственности и порядка, - порой, своим вызывающим поведением они провоцируют нарушение этих законов. Из-за отсутствия морали подростки позволяют себе совершать поступки, основанные на унижении достоинства человека. Под влиянием современного мира у детей формируется своеобразное понятие о том, как надо жить.

Таким образом, задача секции помочь ребенку стать полноценной личностью, умеющей правильно вести себя в среде сверстников, а так же в среде старшего поколения.

Задача тренера – помочь ребенку освоить этот мир за счет полученных знаний, стать личностью, имея возможность совершенствоваться, как и, впрочем, подавать руку помощи другим, даже не близким его кругу людей.

Мы, преподаватели, осознаем свою ответственность и понимаем, что нашей целью является педагогическое воспитание ребенка.

Что же касается взрослых, система Армейского рукопашного боя поможет обрести уверенность, умение принимать при экстремальной ситуации быстрые и правильные решения, более того Вас научат владеть системой универсального боя. Занятия Армейского рукопашного боя способствуют развитию динамичности, ловкости и подвижности.