КРСОО "Федерация армейского рукопашного боя и контактных видов единоборств"
В России жить -
Не жизнью дорожить -
Россией!

А.Берлизов

Возрастной аспект в использовании комплексных единоборств

как средства патриотического воспитания молодежи южного региона России

Котко В.А., Шулика Ю.А.

В работе поднимается вопрос о необходимости расширения военно-патриотического воспитания, особенно в Южном регионе Росси. В качестве основного средства предлагается использование видов рукопашного боя. Однако, в качестве препятствия этому, выдвигается несоответствие программных положений во всех видах рукопашного боя. Выдвигается проблема корректировки технико-тактического содержания и методики соревновательного контроля для процесса многолетней подготовки.

Особое (пограничное) положение Южного региона Российской Федерации традиционно обуславливает повышенную потребность в военизированном воспитании молодежи, что осуществлялось с момента «дарования» Екатериной Великой Кубани Черноморскому казачеству. Несмотря на усилия большевиков по уничтожению казачества как сословия, его традиции сохранились как на Кубани, так и на - Дону. Непростая обстановка требует в настоящее время активного участия казачества, да и всего местного населения, в наведении и поддержании порядка в Южном Регионе. Однако для этого необходимо иметь силу, проявляющуюся, прежде всего, в организованности, единстве взглядов и целеустремленности.

Значительную роль в их достижении играет спортивно-патриотическая работа среди детей и молодежи. Наиболее востребованными в такой работе являются единоборства и среди них особенно различные виды комплексных единоборств (виды рукопашного боя).

Однако чрезмерная поспешность и желание быстрее получить чемпионов ничего, кроме вреда здоровью детей и массовости в этих видах единоборств не несет.

Беда заключается в том, что при организации занятий по всем комплексным единоборствам (Армейский рукопашный бой, Милицейский рукопашный бой, Комплексное единоборство, Спортивный рукопашный бой) не учитывается фактор времени необходимого на весь период многолетней подготовки. Так, если в моно-единоборствах программами многолетней подготовки предусматривается 8 лет обучения (с 10 до 18 лет), то в комплексных единоборствах для овладения борцовской и ударной техникой необходимо потратить 16 лет, что практически невозможно.

На сегодняшний день программ многолетней подготовки в видах комплексных единоборств, практически, нет, а при попытках их создать допускается немыслимая путаница, наводящая на сомнение по поводу нашей мыслительной дееспособности. Так в «программе» по рукопашному бою [5] имеется масса «нескладушек»:

  • не понятно, для каких школ эта программа? Ведь в ведомствах нет ДЮСШ, а по линии спорткомитета утвержден только спортивный рукопашный бой со своей программой, также не лишенной существенных недостатков;
  • на каком основании в данной программе ведется разговор об СФП для возраста 6 лет, и на каком физиологическом основании такой возраст может допускаться для занятий единоборством? Ну не можем мы искоренить из своих мозгов большевизм с его извечным стремлением иметь «все, сразу и как можно раньше»;
  • о каких соревнованиях может идти речь на 3-м году обучения, если набираются дети с 6 лет? Мало того, что 80 % детей рождается больными, так надо и здоровых сделать больными [1,8]. Кроме этого, по данным Г.С Туманяна [7] ранняя специализация снижает в конечном итоге число подготовленных мастеров спорта в единоборствах;
  • в программах отсутствует модель технико-тактической деятельности в данном единоборстве;
  • вместо образовательного компонента навязываются нормативы по физической подготовленности (это при возрасте 6 лет, когда ребенок должен только усваивать набор необходимых в жизни движений);
  • с какой целью делается упор на проведение отбора в процессе подготовки? (отбор куда, и, главное, из кого?);
  • в последовательности обучения не понятно: как распределяется образовательный материал по годам обучения (то ли параллельно, то ли последовательно?).

В пособии по спортивному рукопашному бою [3] даются броски, запрещенные правилами этого же рукопашного боя.

В программе по армейскому рукопашному бою [2] предусматриваются соревнования с разрешением ударов ногами по голове лежащего противника? Сколько же останется в здравии после таких соревнований? По заявлениям апологетов А. Кадочникова [6] никаких условностей в рукопашном бою быть не может.

Таким образом, возникает проблема не только сокращения учебного материала и формирования методологии такого сокращения, но и учета физиологических норм развития детского организма и медицинских норм жесткости соревновательных поединков.

Анализ модели ударного единоборца дает основание для оставления всей атакующей и защитной техники. Остается сокращение техники спортивной борьбы. Возникают проблемы:

  1. Какую технику придется исключать из программы многолетней технико-тактической подготовки?
  2. В какой последовательности вести ее изучение?
  3. Недопущения физических и эмоциональных перегрузок детей, как в процессе тренировок, так и в процессе соревнований.
  4. Учета уровня соматического развития, сенсомоторики и психомоторики учащихся.
  5. Разработки, постепенно усложняющихся, правил соревнований в условиях противоборства с недопущением к ним детей ранее 12 лет.
  6. Разработки правил соревнований для младших возрастов без противоборства, которые бы мотивировали детей к активной деятельности.
  7. Предусмотрения системы «зачет – не зачет» для младших возрастов.

Литература

  1. Ахметов С.М. Методика физической подготовки школьников 7-11 лет в зависимости от уровня их физического развития /Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – Краснодар, 1996.- 18 с.
  2. Военно-спортивная классификация и правила соревнований по армейскому рукопашному бою. – М.: «Принт Центр», 1997. – 28 с.
  3. Иванов С., Касьянов Т. Рукопашный бой. М.: Фаир-пресс, 2003. - 560 с.
  4. Комплексное единоборство (Правила соревнований). – М.: «Федерация комплексного единоборства России», 2003. – 27 с.
  5. Рукопашный бой. Программа. - М.: Советский спорт, 2004. - 116 с.
  6. Стрельцов И. Основы рукопашного боя по системе А.А. Кадочникова. Краснодар, 2001. - 224 с.
  7. Туманян Г.С. Спортивная борьба (теория, методика, организация тренировки). - Салоники: Изд. братьев Кирьякидис, 1997, том 3 (Методика подготовки). - 400 с.
  8. Шиянов Г.П. Особенности организации и методики физической подготовки школьников 11-13 лет с учётом «соматической зрелости»: Дисс. на соиск. уч. степ.. канд. пед наук. – Краснодар, 1998. – 133 с.



J.A. Shulika, V.A. Kotko, I.P. Genievskyi

AGE ASPECT IN USAGE OF COMPLEX SINGLE COMBAT AS MEANS OF PATRIOTIC EDICATION OF THE YOUTH IN THE SOUTHERN REGION OF RUSSIA

This work broaches a question of necessity to broaden military and patriotic education, especially in the southern region Russia. As a primary method it is suggested to use several kinds of hand-to-hand fighting. However, as on obstacle to all these, appears incorrespondence of program regulation in all kinds of hand-to-hand fighting. The problem of correction technical and tactical content and principles of emulative control for a process of long-term training is put forward.

"Наука Кубани"